(† 424), мч. Персидский (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня), диак. Обратил в христианство мн. персов-язычников. Во время гонений шахан-шаха Йезигерда I (399-420), к-рые начались казнью еп. Авды, В. находился 2 года в заключении. Визант. посол, прибывший к персид. двору, просил освободить В. Сын Йезигерда Варахран V (420-438) согласился на это при условии, что В. даст обещание больше не проповедовать христианство. Посол поручился за него, и В. был отпущен на свободу, однако продолжал обращать язычников в истинную веру. Через год В. был снова схвачен и приведен в г. Сузы. Он обличил языческие заблуждения перед шахан-шахом и был подвергнут жестоким пыткам (под ногти ему вонзили 20 спиц), а затем посажен на кол. Мученическая кончина В. произошла через 3 года после казни еп. Авды. Мученичество В. подробно описывается в «Церковной истории» Феодорита, еп. Кирского. Сохранилось арм. пространное житие В. и греч. краткие синаксарные жития. Память В. празднуется 13 окт., совместная память с еп. Авдой отмечается 31 марта, в визант. календарях также 5 сент. (напр., в Синаксаре К-польской ц. Х в.- SynCP. Col. 17-18) и 10 июня (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 176).
Память В. внесена в Типикон Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. C. 260), но без богослужебных указаний. В день его памяти 10 июня, в Евергетидском Типиконе кон. XI в. предписано последование, состоящее из 2 циклов стихир, канона плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа (творение Иосифа) и седальна (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 459). В греч. рукописях встречается иной канон - 3-го гласа (творение Иосифа) с акростихом «Τιμῶ σε, μάρτυς λευῖτα, μελῳδίαις. ᾿Ιωσήφ» (Чествую тебя, мученик священнослужитель, пениями. Иосиф), ирмос: «῾Ο τὰ ὕδατα πάλαι νεύματι θείῳ» ( ), нач.: «Τὸν Χριστοῦ στρατιώτην, τῆς δυσσεβείας τιμήσωμεν τὸν στερρὸν καθαιρέτην» (Христова воина, да чествуем твердого истребителя нечестия) (AHG. T. 7. P. 329-337).
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., об облике В. сказано: «Юный, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 9. № 6. С. 163). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, описан как средовек, в руках хартия с надписью: « » (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 233). Изображается, как правило, в стихаре, с орарем, в руках атрибуты его служения - кадило или сосуд для воскурения фимиама. Так В. представлен на миниатюре из греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 107 об., XV в.- Евсеева. Афонская книга. С. 291) - в правой руке кадило, в левой - ладаница на красном плате.